Орский трамвай

создано:31.08.2006  
последнее изменение: 31.08.2006  

 Трамвай является, по сути, единственным видом общественного городского транспорта, не считая редких автобусов и повсеместных газелей.

 География

Исторически город образовывался из заводских посёлков, разбросанных друг от друга на приличном удалении друг от друга. Постепенно эти посёлки вошли в состав города, но из-за значительных расстояний, и отсутствия нормальных дорог трамвай был единственно верным решением проблемы доставки рабочего класса к станку (мартену).Трамвай в Орске построили в декабре 49-го года. Сегодня население Орска насчитывает более 300 тысяч человек. 

Особенности

Орский трамвай имеет, как минимум, три изюминки.

Во-первых, это единственная транспортная система, которую мне доводилось видеть в России, имеющая три трамвайных хозяйства, расположенных на не большом расстоянии друг от друга и изолированных друг от друга. Кроме основной сети в городе существует изолированная трамвайная линия, построенная от вокзала, но с обратной стороны, проходящая через современный, восьмидесятых годов микрорайон, и далее идущая на Орский завод тракторных прицепов (ОЗТП). Также из города Орск идёт шоссе в соседний город Новотроицк, не понятно, как не вошедший в состав Орска и расположенный в семи километрах западнее. Так, там, в начале города по этому шоссе начинается Новотроицкая трамвайная система, тоже не маленькая и очень похожая на Орскую. Два достаточно крупных города имеют свои трамвайные системы, края которых разнесены всего на семь километров. Похоже, что их даже планировали когда-то срастить, но не судьба.

Во-вторых, здесь можно совершить путешествие между частями света на трамвае всего за 4 рубля. Именно, на 15-м трамвае (бывшем 5-м) можно проехать по мосту через р. Урал, разделяющий город на Европейскую и Азиатскую части.

 

В-третьих, не знаю ещё городов, где можно проехать на трамвае от одного вокзала, где останавливаются поезда дальнего следования (ст. Орск) до другого (ст. Никель).

 Причём, на участке от Никеля до площади Гагарина трамвай около километра идёт по проспекту Никельщиков, в пяти метрах от главного ж.д. пути Оренбургского хода. Сидишь себе в купейном вагоне, а за окном, практически, по соседнему пути идёт с той же скоростью трамвайный вагон:ты таращишься на народ, едущий с работы домой, а они - на тебя (да на тех, кто только сел в Никеле и, закрывшись в соседних купе, начал переодеваться:-)). Зато, если локомотив идёт рядом с трамваем, вагоновожатая не останется без приветственных свистков.

Система

На сегодняшний день трамвайная сеть является достаточно протяжённой. Проезд на самом длинном маршруте от ж.д. вокзала ст. Орск до микрорайона 3С на бывшем №5, ныне №15 занимает около 40 минут. Основная система имеет два трамвайных депо. Основная сеть расположена в европейской части города. В Азии трамвай дотянули до вокзала и там бросили. Но может быть, и были перспективы протянуть его дальше, мимо вокзала в Вокзальный посёлок (район?) города.

Маршруты проложены из старого жилого центра с двух сторон к заводу. В центре трамваи расходятся и идут параллельными маршрутами. Это единственное место, где можно ехать параллельно. Остальные направления расходятся без дублирования.

Система везде двухпутная, колея стандартной ширины, в большинстве лежащая на бетонных шпалах с рельсами Р65. Однако с момента укладки, похоже, ни кто балласт не подбивал. Многие стыки сварены, однако похабно. БОльшую часть пути можно оценить на три балла. В центре путь закрыт плитами, рельсы изрядно утонули, и зимой вагоны в некоторых местах внутренними и наружными краями тележек скребут наледь.

Учитывая всё это, удручает стоимость проезда: при таких расстояниях на 2006 год она составляла 4 рубля. Предприятие явно не рентабельно. Раньше, видимо, была серьёзная дотация от заводов. Сейчас же баблом особо делиться не любят, и это отражается на городском транспорте.

Развитие города планировалось на северо-восток, где построили огромное предприятие: Орский завод тракторных прицепов - ОЗТП. Рядом  вырос микрорайон, весьма компактный по Орским меркам и более-менее симпатичный. Недалеко от вокзала есть путепровод, соединяющий вокзальный район с одной стороны и железнодорожный и ОЗТП - с другой, обратной стороны ж.д. станции. За этим путепроводом расположена южная конечная изолированной трамвайной системы, построенной в 85-м году. Ветка явно обслуживала завод. Однако, последний по состоянию на 2006 г. скорее мёртв, чем жив и трамвай брошен на произвол судьбы. А тут ещё, вдоль линии проходит Орский проспект, на котором расплодились паразитирующие газели. По словам работников трамвайного управления, эту линию скоро закроют. А жаль: она в лучшем состоянии, чем все остальные куски Орской системы. Хотя в понедельник в семь вечера по местному времени в вагоне ехало человек семь. Увы…

 Между двумя системами под путепроводом когда-то была однопутная перемычка: под мостом остались изоляционные отмостки, рядом стоит пара опор с жёсткими поперечинами контактной сети. Но был ли там когда-то маршрут, или это была технологическая передаточная ветка, работники сказать затруднились. Правда, пообщался всего человеками с пятью.

 

В начало раздела

далее

На главную

 

 

Hosted by uCoz